Дворцово-замковый комплекс

Новости Несвижа

Достопримечательности Несвижа

Статьи о Несвиже

Несвиж до Радзивиллов

Фарный костел Божьего тела

Комплекс бывшего монастыря иезуитов

Строительство монастырского комплекса иезуитов в Несвиже началось в конце 16 века, после того, как римско-католическая церковь добилась возвращения княжеского рода Раздивиллов в лоно католицизма. Комплекс изначально включал мужской монастырь, иезуитский коллегиум и Фарный костел Божьего тела. Позднее в комплекс монастыря иезуитов включили каплицу Булгарина и башню замковых ворот Несвижа.

Фарный костел Божьего тела

 

Иезуитский костел с комплексом монастырских построек стал первым на территории Беларуси церковным сооружением в стиле барокко. Проектировал и наблюдал за ходом строительства костела итальянский архитектор Ян Мария Бернардони. Строительство началось в 1587 году, а завершилось в 1593. Фарный костел построен на средства князя Николая Христофора Радзивилла Сиротки и является одновременно родовой усыпальницей Радзивиллов, единственным сохранившимся семейным захоронением на территории Восточной Европы. Именно Радзивилл Сиротка стал первым представителем рода, который вернулся в католическую веру после того, как Радзивиллы начали исповедовать протестантизм. Его жена – Эльжбета Евфимия – тоже была католичкой, под ее патронажем недалеко от мужского монастыря и Фарного костела был построен женский монастырь и костел Святой Евфимии. С 17 века род Раздивиллов исповедует католицизм.

Костел Божьего тела является действующим костелом, и более чем за четыре века своей истории он ни разу не закрывался и даже не перестраивался, лишь время от времени реставрировался. Фарный костел является одним из самых значительных памятников архитектуры в Беларуси, сохранившим все черты стиля барокко в преломлении белорусского характера. Прототипом несвижского храма стала церковь Иль Джезу, практически в то же время возводимая в Риме, но все же наш Фарный костел имеет особые черты.

Двухъярусное здание из побеленного кирпича, возвышалось над более низкими постройками Старого города, поэтому Ян Бернардони оформил и украсил все четыре стены храма в едином стиле с главным фасадом, в отличие от  римского костела, где фасад забирает на себя все внимание смотрящего. Подобных храмов никогда еще не видели на наших землях. Во-первых, кирпичная кладка была покрыта штукатуркой и побелена до белоснежного цвета. Во-вторых, внешние стены костела были украшены статуями святых, поражавших воображение горожан.

В целом фасад Фарного костела выдержан в классическом стиле барокко: двухъярусная композиция с пилястрами на первом ярусе и разветвленными карнизами на втором украшена ордером, сложными профилировками, нишами, в которых разместились статуи. При этом внешний вид храма остался строгим, без лишней вычурности или пышности, что с лихвой компенсируется его внутренней отделкой. Боковые и задний фасады также не было забыты архитектором, тем более что полюбоваться на них мог каждый – костел стоял посреди небольшой площади. Все фасады повторяли модель переднего с пилястрами и карнизами, поэтому композиция выглядит совершенной. Венчает архитектурный образ купол в том же стиле барокко со световым фонарём.

Над входом надпись на латинском языке: «Поклонись храму твоему в страхе твоем». Внутри три алтаря и один неф, пространство как будто притягивает внимание вошедшего вверх, к высотам купола, где есть небольшое световое окно, рассеянный свет из которого падает на внутреннее роскошно оформленное пространство. Под куполом произведение живописца – великолепная роспись библейской тематики. Эту роспись как минимум трижды реставрировали. После пожара в середине 17 века практически заново восстанавливал роспись живописец О.Кригер, затем еще раз проводилась реставрация в 1752-1754 годах отцом и сыном Хески, и в 1900 году неизвестным художником под руководством комитета по капитальному ремонту костела.  Кисти живописца Хески-сына принадлежит картина «Тайная вечеря», которая украсила главный алтарь храма. Живопись под куполом гармонично переплетается с такими архитектурными деталями, как ниши, карнизы, фронтоны, которые в свою очередь сочетаются с роскошеством скульптурных форм и цветными витражами. Богатство интерьера создает впечатление торжественности и возвышенности.

Ниже вошедший в храм человек видит боковые алтари, оформленные со вкусом и смыслом. «Падающие» колонны поддерживают фигуры ангелов символизируют пошатнувшиеся было религиозные убеждения представителей рода Радзивиллов и самих иезуитов, сумевших «удержать» веру князей.

В левом из боковых алтарей расположены три скульптуры. Две из них созданы в честь умерших сыновей Николая Радзивилла Сиротки, между ними находится памятник из песчаника, изображающий самого князя. Радзивилл Сиротка предстает перед людьми в образе бродяги-пилигима с посохом и старой шляпой за плечами. За спиной у  его ног сброшены рыцарские доспехи. Эпитафия над скульптурой гласит, что каждый в этом мире – лишь странник-пилигрим пред очами господними.

Во втором боковом алтаре – скульптура молодой женщины, сидящей на крышке гроба. Ее имя Мария, по преданию она была похоронена живой, впавшей в летаргический сон.  Рядом с правым алтарем есть мраморная доска с портретом поэта Владислава Сырокомли, который жил в замке Радзивиллов некоторое время в середине 19 века. На галерее  костела сохранился старинный орган.

С левой стороны находится вход в усыпальницу Радзивиллов. Несколько ступеней приводят в полуподвальное помещение с массивными сводами, через узкие окошки у самого потолка просачивается разреженный свет, у входа стоит маленькая часовня. В родовой усыпальнице находится 78 гробов, в которых хранятся забальзамированные тела представителей рода, начиная с самого Радзивилла Сиротки, умершем в 1616 году. Гробы подобны саркофагам, вырубленным из дерева. Каждый из них перевязан проволокой, а узлы опечатаны личными пломбами потомков Радзивиллов, на каждой пломбе виден герб рода. О том, кто именно покоится в гробу, можно прочесть на стене у изголовья каждого гроба, где простой краской написаны основные сведения: имя, титул, годы жизни. Последнее захоронение датируется 1936 годом.

Когда-то храм был не только роскошно оформлен, но и владел богатым убранством, однако многие предметы искусства и драгоценности были вывезены из Несвижа во время многочисленных войн. Какие-то из них нашлись в советских и зарубежных музеях, а какие-то утеряны навсегда.